Об ансамбле

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 голосов, среднее значение: 5,00 из5)
Загрузка...

Концертная программа ансамбля «Даймохк»

 

Танцевальный репертуар

1. Кура бал
2. Атахой
3. Хьозарчий
4. Нохчийн амал
5. Оьзда хелхар
6. Калинушка
7. Сюлий хелхар
8. Ламанхой
9. Жа1уй
10. Дошлой
11. Мохал маса
12. Йижарий
13. Кавказская сюита
14. Азербайджанский танец
15. Греческий танец
16. Нохчийн йо1
17. Хазалла
18. Хава Нагила.
19.Ц1еран суй.
20. Саиди — Тахтиб. 

21. Нохчийн шир хелхар

 

Песенный репертуар

1. «В горах Кавказа» — музыка и слова Айзы Ахмадовой, поет Амина Ахмадова и Индира Дамбаева.
2. «Солнечные зайчики» — поет Амина Умарова
3. «Марша дахар» — поет Ильяс Умаров
4. «Даймохк» — музыка Даудова Ралуана, слова Ахмадова Хава. Поет Амина Ахмадова и Индира Дамбаева.
5. «Сан г1ала» — музыка Али Димаева. Поет Зарета Арсанукаева
6. "Имя твое в сердцах мы сохраним".Поет Раяна Асланбекова.музыка Ларисы Бекаевой,слова Эльмурзаевой Таисы.

 

Хоровые произведения

1. «Сан г1ала» — музыка Ларисы Бекаевой 
2. «Молитва» — музыка Ларисы Бекаевой, слова Эльмурзаевой Таисы
3. «Дюйлиша тхан нохчийн мохка» — музыка Ларисы Бекаевой, слова Эльмурзаевой Таисы
4. «Чечня центр мира» — музыка Ларисы Бекаевой, слова Эльмурзаевой Таисы
5. «О родина» — музыка Ларисы Бекаевой, слова Эльмурзаевой Таисы

 

Биография ансамбля «Даймохк»

Момент создания детского ансамбля «Даймохк» пришелся на конец 90-х годов. В октябре 1998 года, после объявления о наборе детей в танцевальную группу, в спортивном зале школы №14 города Грозного яблоку негде было упасть.

Кто-то подумает, «танцы» — ну что тут сложного?

А ведь хореография — сложная наука, да, именно наука! И освоить ее не каждому дано!

Процесс обучения танцам очень кропотлив и сложен. В любой сфере деятельности успех приходит через усилие, через упорство и труд. В хореографии своя специфика и свои требования, и трудиться приходится не меньше, чем в любой другой отрасли, если хочешь добиться резуль¬тата. Выдерживают не все, лишь те, кто искренно любит свое дело.

Детская же хореография — это труд втройне тяжелый, это направление в хореографии считается самым сложным в педагогическом аспекте.

Для того чтобы научить ребенка правильно держать корпус, выполнять необходимые упражнения, стимулировать работу нужных мышц, недостаточно иметь многолетний опыт. Педагогу-хореографу, работающему с детьми, очень важно и необходимо необычайное терпение, целеустремленность и искренняя любовь к детям. Ребенок очень чутко чувствует отношение к себе, и педагог должен суметь найти подход к нему и помочь раскрыться. Ребенок, как пластилин, он мягок и гибок, но невероятная энергия, таящаяся в нем, часто мешает сконцентрироваться во время занятий.

Необходимо дать ребенку понять всю важность того, что он делает, пробудить в нем интерес к танцам. Выход на сцену, внимание со стороны сидящих в зале зрителей невероятно волнуют детскую душу. Огромное счастье, которое испытывает ребенок, стоя на сцене, и является стимулом в его дальнейшем развитии.

Когда родители задаются вопросом — куда отдать ребенка и чем занять? — я, как педагог, советую танцы — ведь это тот же спорт! Танцы помогают правильному физическому развитию детей, помогают им раскрыться, почувствовать свое тело. Еще важно, чтобы юные танцоры видели перед собой пример своих старших друзей, на которых можно и нужно равняться, — так поддерживается преемственность поколений.

Создавая детский ансамбль «Даймохк», Рамзан Ахмадов применил свою методику преподавания хореографии и постановки танца, основанную на смешивании разновозрастных групп. Такая методика работы — хороший стимул к достижению лучших результатов. Рамзан Аюбович говорит, что для него, профессионального танцора, посвятившего всю свою жизнь любимому делу, было очень интересно видеть на сцене признанных мэтров хореографии. С огромным уважением относясь к профессионалам, он сам трудился в три пота.

Свою творческую деятельность Рамзан Ахмадов начал в Урус- Мартановском народном ансамбле песни и танца. Будучи 12-летним мальчишкой увлекся чеченскими национальными танцами. Первый учитель Рамзана, известный в то время педагог Докка Кагиров, сказал: «Сразу обратил внимание на худощавого, стройного, с прекрасным музыкальным слухом мальчика». Уже тогда Докка Кагиров увидел в Рамзане будущего профессионала, и именно от своего первого учителя Рамзан впервые услышал про прославленный «Вайнах».

Придя из армии, в 1974 году, Рамзан тайком от родных продолжал заниматься танцами, никто из родственников не одобрял его выбора, считая это не мужским, не серьезным делом. Впоследствии Рамзан познакомился с Тапой Хамидовичем Элимбаевым, который и пригласил его в свой коллектив.

Сейчас, спустя много лет, Рамзан вспоминает: «Когда Тапа Хамидович позвал меня в «Вайнах», я серьезно задумался, ведь это уже не самодеятельность, это уже серьезная и каждодневная работа. С одной стороны, не одобрение родных, с другой

— страстное желание танцевать. Я был на перепутье! Многие месяцы обманывал родных, говоря, что работаю в Грозном на заводе. Когда правда раскрылась, мне было сказано, чтобы я приобрел серьезную специальность, необходимую в жизни, а не танцами занимался. Чтобы не волновать родных, я заочно поступил в Ростовский институт народного хозяйства. По окончании вуза пробовал уйти из «Вайнаха», но любовь к танцам так и не отпустила меня.

В ансамбле «Вайнах» прошла вся моя молодость. «Вайнах» был моим вторым домом, моей второй семьей, 24 года пролетели как один миг — это была хорошая школа! 24 года я был предан «Вайнаху», два из которых был художественным руководителем этого прославленного ансамбля. Никогда не думал куда-то уходить, хотя приглашали много, и совсем не жалею об этом».

В роду Ахмадовых никогда не было артистов: только богословы и простые труженики. Правда, в семье почитали искусство, многие и сейчас играют на музыкальных инструментах, любят музыку, песни, танцы. Наверное, в Рамзане отразилась вся эта любовь.

Он не раз говорил: «Если бы мне пришлось начать все сначала, я бы повторил все так же! Я очень благодарен Докке Кагирову и Тапе Элимбаеву за то уважение и любовь, которые они привили мне к чеченскому искусству и культуре. Сейчас, перебирая в памяти многие вещи, я задумываюсь

— если бы Всевышнему не было угодно, разве Он дал бы мне то, чем я занимаюсь вот уже 45 лет».

Хореография очень сложная сфера искусства, которая требует ежедневного преданного служения. Это не просто профессия или работа, которую делает мастер, это образ жизни, душа, потребность творчества, а проще — призвание человека.

Вот что рассказывает о себе Рамзан Ахмадов: «Всю свою жизнь с удовольствием занимаюсь хореографией. Я просто забываю обо всем, когда работаю над той или иной хореографической композицией. Мне нравится что-то создавать, искать, находить и развивать новые идеи, я не хочу повторяться, перенимать почерк других хореографов. Я хочу, чтобы наша национальная хореография, как и всегда, имела свое лицо. Каждый народ должен беречь и развивать самобытное танцевальное искусство, ограждая от чужеродных примесей. Очень важно сохранить свое исконное, тогда будет красота, зрелищность, неповторимость.

Возьмем, к примеру, осетинский танец — «Симд» — с первых аккордов мы узнаем его — это степенность, красота, величие, как не восхищаться! А кабардинская «Кафа»! В ней история и прелесть культуры народа!

Аварский, лакский, даргинский и многие другие танцы народов Дагестана — заряжают своей энергетикой словно искры летят из под ног, даже самого пассивного заводит этот чудесный ритм! А как пленительны абхазские, аджарские, грузинские, армянские танцы! У каждого народа свой неповторимый колорит. Ну как же возможно уничтожать все, синтезируя эти неповторимые шедевры?! С каким восторгом и удовольствием мы смотрим грузинский танец «Кар-тули» — это целая повесть!

Да разве есть на Кавказе человек, равнодушный к народным танцам? Конечно, нет!

Мы обязаны сохранить неповторимый колорит своих народных танцевальных шедевров.

Хочу сказать отдельно о чеченской хореографии. Она настолько многогранна и многокрасочна! Каждый танцующий индивидуален, его танец — это его характер, его чувства. Смотря на танцующего чеченца, можно определить его внутреннее состояние, проявляющееся в минуты наивысшего душевного подъема. С каким достоинством он контролирует свои эмоции. Танцующий чеченец как фейерверк, как вулкан — зрелище просто завораживающее.

А неповторимый танец чеченской девушки: она то орлица, защищающая свое гнездо, то лебедь, изящно парящая в небесах, то словно плывет, отражаясь в зеркале озера «Казеной-Ам», то как волшебная фея, плетущая яркий ковер из цветов в альпийских лугах, создает танцевальный букет, пленяющий неповторимой пластикой и грацией. А танцующая пара — подобна поэме, которую хочется читать и читать, снова и снова, восторгаясь сюжетом».

В чеченском танце отражена вся история и нелегкая судьба чеченского народа, его прошлое и будущее, а также изумительная природа родного края: горы, водопады, бурные потоки рек, суровые вершины заснеженных скал, вековые башни. В них черпал народ вдохновение и это давало силы жить! Тяжелый исторический путь развития, естественно, оставил свой след на характере, духе, обычаях и традициях, на культуре и искусстве привыкшего выживать в самых суровых испытаниях народа.

Чеченский народный танец — кладезь танцевальных элементов, имеющих свои неповторимые особенности, которые отличают его от других. Традиционный чеченский танец не был массовым, массовое исполнение это уже сценическое решение. Хореографы, работающие в Чеченской Республике, имеют широкие возможности, так как материал богатейший, многое еще предстоит изучить, открыть. Нужно только желание!

К примеру, я для себя открыла уникальное исполнение народного танца известным артистом Зайнади Эльдиевым: старинный фольклор, совсем неожиданный танцевальный стиль. Теперь я уверена, что «Даймохк» — наше детище, идет правильным путем, и ахмадовская школа — не просто школа танца, а школа жизни, воспитавшая десятки профессиональных артистов, богатая традициями, сложившимися в ходе упорного, многолетнего и бесценного труда, прошедшая сквозь трудности и лишения, но выжившая и заявившая о себе на весь мир! Рамзан Ахмадов — хранитель этих ценных хореографических традиций. «Даймохк» — это не просто имя, в нем созвучие всего: «Земля отцов», «Отчизна», «Родина», «Отечество», «Родной дом», «Мать»! Каждый чеченец, говоря «Даймохк», представляет родную землю, лица родных и близких, а я ко всему этому вижу несущихся в искрометном танце наших юных артистов-«даймохковцев».

Мы счастливы, что тогда, в то далекое смутное время, очень правильно сделали, что дали объявление о приеме в детскую танцевальную группу!

Детский ансамбль песни и танца «Даймохк — уникальное явление, вместившее в себя историю развития хореографического искусства чеченского народа, отраженную в танцах, музыке и песнях. Его творчество передает неповторимую красоту самобытной чеченской культуры, мастерски переплетая сюжеты из национального фольклора.

Выступление «Даймохка» — завораживающее действо, гармонично соединившее уникальные краски музыкального и хореографического искусства», как писала в свое время французская газета «Монд» после концерта юных танцоров из Чечни в Париже.

Вот уже 15 лет «Даймохк» выпускает не только хорошо подготовленных артистов, но и просто достойных людей, которые в любой отрасли, где бы ни работали, прекрасно справляются со своими обязанностями. В сфере культуры — в ансамблях «Вайнах», «Нохчо», в Чеченской государственной филармонии — «даймохков-цы» являются примером. «Даймохк» — единственный коллектив в истории чеченской хореографической культуры, которому рукоплескали мировые сценические площадки, включая «Royal Opera House. Covent Garden» (Великобритания).

История в 15 лет. Ее страницы, порой грустные, но больше радостные и незабываемые. Возможно, этот контраст, две противоположности давали стимул, двигали вперед. «Я сам не верил в успех, но шел вперед, не останавливаясь и не опуская рук. Я работал, чтобы не погас очаг нашей культуры», — оглядываясь назад, говорит Рамзан.

История коллектива берет свое начало в 1998 году — в период духовной пустоты и культурного хаоса. Первые свои шаги первый состав «Даймохка» сделал в школе города Грозного. Затем, чуть позже, Рамзан нашел заброшенное здание, недалеко от микрорайона «Ипподромный», где ранее располагалась районная библиотека, тут продолжил работу уже более-менее сформировавшийся состав. Прострелянная библиотека стала творческой мастерской, в которой стоящий посередине класса столб, поддерживающий кровлю, олицетворял стойкость и выносливость детей и педагогов. Наработанная за 6 месяцев практика дала возможность смело заявить о себе на Республиканском смотре, где коллектив получил первое место.

3 февраля 1999 г. — дата, с которой начинается отсчет истории коллектива.

Именно в этот день ансамбль дал первый открытый урок для пришедших двухсот детей, оставшихся без детства, с психологической травмой, нанесенной войной. Отобрав около шестидесяти детей, мы с коллегами- единомышленниками начали закладывать первооснову ансамбля, дав ему самое дорогое имя — «Даймохк» («Земля отцов»). Но вскоре началась вторая военная кампания, которая разбросала нас, как осколки, по разным углам страны. Кто уехал вглубь России, кто за границу, мы перебрались в Ингушетию. Непривыкший сидеть без дела Рамзан страдал от бездействия, и все время искал возможность, чем помочь таким же как он артистам, оказавшимся волей судьбы в Ингушетии. К нам часто приходили наши друзья, как правило, речь всегда шла о танцах, музыке, об искусстве.

Однажды в новогоднюю ночь (2000 г.) мы смотрели телевизор, показывали какой-то детский коллектив. У Рамзана в глазах были слезы, я помню, он сказал тогда: «Хорошо работают дети, но наши танцевали лучше. Я не могу сидеть сложа руки, надо что-то делать!». Мы решили дать объявление на ингушское телевидение с праздничным поздравлением для «даймохковцев», надеясь, что кто-нибудь из наших нас услышит. И вот чудо! Со следующего дня к нам стали приходить наши дети, которые как и мы, оказались в Ингушетии.

Рамзана пригласили на какую-то встречу в гостинице «Асса», там он и встретил человека, сыгравшего важную роль в нашей судьбе, кому были понятны боль и переживания Рамзана.

Понимая, что духовный голод не менее страшен, чем физический, Рамзан начал поиски наших учеников в разных уголках двух республик. Кого-то нашел в палаточных лагерях Ингушетии, кого-то в пылающей Чечне, чтобы спасти от угрозы духовной смерти не только ребят, но и тысячи будущих зрителей «Даймохка», которые будут питаться красотой, создаваемой на сцене юными танцорами.

Многих детей мы собрали у нас на съемной квартире, и понемногу начал продвигаться наш репетиционный процесс. Репетировали где придется — под навесом, а порой просто под открытым небом. В наших танцах не было безысходности, в них были просветление и надежда. Наши танцы повествовали о сохранении человечности в бесчеловечных условиях и надежду на будущее давал нам танец.

«Моей главной целью было противопоставить уродству войны красоту культуры нашего самобытного народа», — в своем первом интервью сказал Рамзан. Помощь в реализации этой замечательной инициативы оказал руководитель международной благотворительной организации «Центр миротворчества и общественного развития» — Крис Хантер. С этого момента начались дни, часы, минуты, секунды, наполненные творчеством.

Коллектив удалось собрать в интернате в городе Назрани. Подключив к процессу некоторых своих друзей по ансамблю «Вайнах», Рамзан поставил перед нами задачу — вырваться на Международный фестиваль-конкурс в Турции. Собралась группа из 52-х человек, из них 15 артистов ансамбля «Вайнах». Была подготовлена концертная программа, в которой участвовали и дети, и взрослые. Рамзан еще пригласил в группу канатоходца, мастера циркового искусства (Усман Дадаев). И теперь встал вопрос, как выехать на этот фестиваль, ведь у большей части участников не было заграничных паспортов. И тут Рамзан обратился за помощью к Президенту Ингушетии Руслану Аушеву, написав на его имя письмо. К удивлению, ответ не заставил себя долго ждать. Через несколько дней Рамзана пригласили в правительство Ингушетии, чтобы он разъяснил цель поездки и предоставил списки выезжающих. За неделю вопрос с заграничными паспортами для нашей делегации был решен. Мы с благодарностью вспоминаем Руслана Аушева за его благородный поступок. Тогда, в разгар войны в Чеченской Республике, очень трудно было получить даже российский паспорт, не говоря о заграничном.

2000 году Турецкая публика с восторгом встречала нашу делегацию, на всех концертах и маленькие танцоры, и взрослые профессиональные артисты приводили в восторг зрителей своим искусством. Воодушевленные таким приемом мы прошли победным шествием по нескольким фестивалям в разных городах Турции: Ялова, Кю-тахия, Стамбул. Это было хорошим стимулом для дальнейшего совершенствования. И взрослые, и дети возвращались из Турции в Ингушетию, окрыленные успехом. Однако беженская жизнь вносит свои коррективы. Разъехались взрослые участники делегации, детей забрали родители, и опять наша семья осталась сама в Назрани. Ведь такую массу детей нужно было содержать, пришлось всех распустить.

Потянулись грустные месяцы. Только специалисту понятно, что значит для танцора перерыв в занятиях. После упущенного времени все надо начинать с нуля.

Что делать дальше? Рамзана мучила неопределенность и безысходность: в Чечне шла война, некуда было возвращаться, а сидеть без дела он просто не мог. Поступало много предложений от министерства культуры Ингушетии, от многих зарубежных организаций об устройстве его на работу, но он все время думал о своем коллективе, о своих юных артистах. Ему хотелось многое для них сделать, но он был бессилен перед бессмысленной и жестокой войной, уносящей сотни жизней. Говорят, дети — цветы жизни, но когда эти цветы вынуждены пробиваться к свету сквозь ужасы войны, это невыносимо больно и страшно.

Съемная квартира в Назрани, долгие недели размышлений и, вот, поиски выхода дали результат, ведь, успех любит трудолюбивых и целеустремленных. Случайно в Назрани Рамзан встретил руководителя немецкой организации «Матери за мир» Барбару Гладиш. Добрейшей души человек, удивительная женщина, они с Рамзаном часами говорили о детях, о чеченской музыке, танцах. Барбаре было интересно все. Будучи прекрасным психологом, она сразу поняла Рамзана, почувствовала его боль и переживания, его желание хоть чем-то помочь своему народу в трудный час. Барбара Гладиш предложила Рамзану провести Неделю чеченской культуры в городе Дюссельдорф (Германия). Это предложение было очень привлекательным, но как это сделать? Ведь на поездку в Германию нужны немалые средства. На помощь тогда опять пришел Крис Хантер. Он предложил Рамзану и Барбаре Гладиш объединить усилия и создать совместный проект, предусматривающий выезд ансамбля «Даймохк» в Кабардино-Балкарию для подготовки коллектива. Теперь Рамзана ждало самое сложное — собрать детей. Ведь после поездки в Турцию прошло несколько месяцев. Опять поездки в пылающую Чечню, блокпосты, бесконечные проверки, обстрелы города с земли и воздуха, все это нужно было пройти.

Дети — это будущее народа, и его нужно сохранить, чего бы это ни стоило, чистым и светлым, оберегая от окружающего негатива и грязи, чтобы не поколебать в маленьких сердцах детей веру в людей.

У нас никогда не стоял вопрос трудоустройства, приглашали в разные регионы России, где нас знали, звали в Турцию, Москву. Но Рамзан ни разу даже не заикнулся о том, что нужно куда-то уехать, он всегда говорил: «Вот закончится все, и мы вернемся домой, в Чечню, другого дома у нас нет».

Можно много говорить о патриотизме, о любви к Родине, но измеряется это чувство только делами и как человек ведет себя в экстремальной ситуации.

Неимоверными усилиями нам удалось собрать большую часть детей на съемной квартире в Назрани и привлечь к репетиционному процессу профессиональных музыкантов из Государственного ансамбля танца «Ингушетия» — Юсупа и Гирихана и своих давних товарищей по ансамблю «Вайнах», музыкантов Лом-Али Усманова, Турко Хасимикова и др. С помощью Криса и Барбары всех удалось вывезти в город Нальчик (КБР). В знаменитом гостиничном комплексе «Нарт» началась интенсивная работа, которая шла с раннего утра и до позднего вечера. Жесткая дисциплина и репетиции, репетиции, репетиции… За период подготовки к фестивалю в Германии коллектив «Даймохка» сильно сплотился. Руководители и ребята до поздней ночи работая в репетиционном зале, валились с ног от усталости, но получали от этого колоссальное удовольствие. На общем собрании ансамбля Рамзан сказал нам о том, что впереди нас ждут трудности, так как Чечня пылает в огне, все мы лишены дома, вынуждены находить временные убежища в разных регионах России, но, тем не менее, мы должны выстоять ради своего будущего и будущего своего народа. И на этом пути он не будет жалеть ни себя, ни нас.

Так, 2 декабря 2000 года ансамбль «Даймохк» приехал на фестиваль в Германию, где давал по два-три концерта в день. Дети не знали усталости. На их лицах было огромное счастье от того, что они представляли культуру своего многострадального народа на самых лучших площадках Германии. «Чеченцы производят фурор!!! Это необыкновенное зрелище!..», — писала немецкая пресса после сольного концерта на сцене Немецкой государственной оперы (Deutsche Staatsoper Unter Linden).

Повышенное внимание и теплый прием были обусловлены не только интересом к чеченскому хореографическому искусству, но и мастерством юных танцоров. Устроители фестиваля старались, чтобы дети хотя бы на некоторое время забыли о войне на родине, о трагедии народа, которая длилась не первый год. Детей приглашали на творческие встречи в школы, водили в музеи, на экскурсии. Организаторы не ограничивались проведением концертов, после них было живое общение с немецкими школьниками, которое способствовало сближению и тесному знакомству. Из Германии мы возвращались с памятными дипломами, подарками и ценным воспоминанием — газетой со статьей «Даймохк покоряет мир!». Мы ехали домой окрыленные успехом, но при этом никто не подозревал о том, что мы сделали первый шаг навстречу европейскому успеху и открывшемуся перед нами широкому горизонту мира. «Даймохком» стала интересоваться мировая пресса, о коллективе начали снимать фильмы, о его существовании узнали за рубежом. Все это стимулировало к дальнейшему профессиональному развитию.

Вернувшись в родной дотла сожженный Грозный, мы продолжали кропотливую, серьезную работу. Репетиции в простреленной грозненской школе №14, аварийный зал, в котором протекала крыша, а занятия ограничивались световым временем суток (не было электричества), стали для нас духовным убежищем. Несмотря на нечеловеческие условия, дети продолжали занятия — они знали, что впереди множество поездок, концертов, фестивалей, ответственных мероприятий, к которым «Даймохк» всегда должен быть готов. И вновь танец давал надежду на будущее.

«Создавая хореографический текст композиций, я пытался сохранить пластическую и неутомимую нить, раскрывающуюся в бесконечном танцевальном потоке», — вспоминает Рамзан. Танцы ансамбля продумывались до мелочей и хорошо прорисовывались, перенося на сцену язык национальных исполнительских традиций.

В 2001 году «Даймохк» выступал перед учащимися и учителями Грозненской школы №14, где присутствовали также простые жители Грозного, родители детей, которые бурными аплодисментами приветствовали ансамбль.

Тогдашний министр образования Чеченской Республики Лема Дадаев с восторгом отозвался о юных танцорах, благодарил их за великолепное выступление и пожелал «Даймохку» больших успехов в будущем. В том же 2001 году ансамбль «Даймохк» получил приглашение на международный фестиваль детского фольклора, ежегодно проходившего в городе Сант-Мексен- Ликоль во Франции. В конкурсе принимали участие представители 50-ти стран мира. Стадион, где проходил фестиваль, был заполнен до отказа. Программа «Даймохка» сильно заинтересовала не только зрителей и жюри фестиваля, но и других участников, ансамбль явно выделялся на фоне выступлений других коллективов, участвовавших в фестивале. Программа ансамбля как многофигурная сага держала внимание зрителей «От» и «До», увлекая самобытным прочтением национальной темы. Представленные хореографические композиции «Ц1еран суй», «Жа 1уй», «Нохчийн амал», «Дошлой», «Хазалла», захватывали французскую аудиторию психологической силой. И результат — Главный приз фестиваля. Экспрессивные и убедительные мужские партии завораживали вдохновенным и утонченным выражением сути психологических состояний. А женские — изяществом и культурой танца, его интеллигентностью. Каждая техническая комбинация, показанная на сцене, получала триумфальный прием. Успех был ошеломляющий. И это говорило о многом и важном.

«На сцене дети проявляют ослепительную энергию», — писала Катрин Бедарида в «Le Monde» в статье «Танцы под бомбами в Чечне». После выступления ансамбля во Франции на имя министра культуры Чеченской Республики (в то время Осмаева Мов- лы Камиловича) пришло письмо от Аурелли Кампано — ассистента профессора Страсбургского института политических наук, которая писала: «…я особенно думаю о гастролях ансамбля «Даймохк». Это хороший путь к познанию, разговору о событиях в Чеченской Республике и к поддержке решения «чеченской проблемы»…».

Труд коллектива был оправдан: «Даймохк» стал фаворитом фестиваля. Специально для чеченского ансамбля организаторами фестиваля была устроена экскурсия по главной достопримечательности страны — Парижу. Вот тут-то и произошло парижское чудо! Ансамбль попросили дать сольный концерт, на который были приглашены представители театральной общественности, среди которых Мишель Пикколи, Патрис Шеро, кинорежиссер-документалист, автор нескольких документальных фильмов, всеми обожаемая французская журналистка Милен Солуа, также известная актриса Джейн Биркин. «Такого темперамента и энергии в Европе не видели очень давно. Это послы, которые источают мир!», — говорила актриса, впечатленная увиденным и потрясенная высоким мастерством маленьких исполнителей. Джейн Биркин приложила все усилия, чтобы французская публика увидела уникальное действо чеченских танцоров на одной из знаменитых площадок Парижа. Там и произошло знакомство «Даймохка» с легендой режиссуры XX века, классиком французского театра Арианой Мнушкиной (Dariane Mnouchkine), принадлежащей к числу немногих живых икон мировой сцены, стоящих в одном ряду с Ритером Бруком и Львом Додиным. Театр Theatre du Soleil является самым ярким, глубоким и современным в мире, «он ослепляет своей смелостью, возвышенностью помыслов и глубиной чувств, расположенный на окраине Парижа, он оказывается в самом центре театральной мысли и открывает новый сценический взор».

18 июля 2001 года впервые на сцене одного из самых знаменитых современных театров Европы Theatre du Soleil коллектив детского ансамбля «Даймохк» представил целый хореографический спектакль, повествующий о национальных традициях и обычаях чеченского народа. «Чеченские виртуозы на сцене творят чудеса», — писали СМИ. Искушенный французский зритель стоя аплодировал сценическому мастерству и динамичному темпераменту, отточенной технике танцоров. «Они покорили Париж!..», — писали французские «Le Monde» и «Liberation». Все номера зрители встречают с восторгом. В газетах, телевизионных выпусках — восхищение по поводу оригинальности танцевальных композиций, стремительности движений девушек и юношей, которые буквально вырвались из «ада войны» в цивилизованный мир, демонстрируя характер, силу духа своего народа.

«Спектакль ансамбля «Даймохк» был великолепен: гуттаперчевые мальчики и девочки танцевали с таким задором и живостью, так лихо скрещивали высекавшие искры сабли и скакали вприсядку, что зал взрывался аплодисментами после каждого номера. После спектакля детей без конца вызывали на «бис»…», — писала Г. Аккерман во французской прессе, а кинорежиссер- документалист Милен Солуа сняла фильм «Танцующий Грозный».

После выступления «Даймохка» в Париже духом ансамбля прониклась и сама Ариана Мнушкина, которая не раз выступала в жанре политического манифеста. «Что я могу сделать для этих детей? У меня нет политической власти, я не могу повлиять на их судьбы, я могу только рассказать об этом…». Так возник проект спектакля о современных беженцах «Последний караван-сарай», который, как писала французская газе¬та Le Monde, «заставляет нас заново обрести человечность».

Следующим местом зарубежного путешествия ансамбля стала Гаага, где перед участниками всемирного конгресса «Мир и духовность» «Даймохк» дал успешный сольный концерт. И снова восторженный прием зрителей, и снова слезы радости.

Мы всегда домой возвращались, чтобы пропитаться духом Родины, и, набравшись сил, снова и снова выплескивали эмоции в своей технике, пластике, темпераменте, вытекающем из природы чеченского характера.

В 2002 году 9 мая на стадионе «Динамо» города Грозного был организован праздничный концерт, в котором принимал участие и «Даймохк». Вдруг рядом со стадионом произошел взрыв, зрители в панике бросились с трибун, но юные танцоры продолжали работать.

Видя танцующих детей, люди возвращались на свои места. Овации были ошеломительные, «Даймохк» снова и снова приветствовали восторженные зрители. Еще гремели взрывы, еще продолжались бессмысленные убийства, но маленькие артисты танцевали, воспевая в своем танце гимн жизни!

Летом 2002 года все гастроли с «Даймохком» работала съемочная группа Голландской компании «Зип-перс». В результате и возник проект «Проклятые и благословленные», получивший множество призов на разных кинофестивалях. Удивительно тактичные люди, мы ни разу не почувствовали неудобства от их присутствия рядом, они делали свою работу настолько профессионально, настолько влились в атмосферу «Даймохка», что мы считали их частью коллектива. Иос, Мария, Том и другие ребята стали для нас близкими друзьями, при расставании плакали и дети, и взрослые. Вернувшись с гастрольного тура, осенью «Даймохк» совместно с Комитетом молодежи провел ряд акций, одной из которых была «Дети Чечни против террора» в ДК «Оргтехника». Полным ходом шел концерт, когда до нас дошел слух, что в зале присутствует Глава Чеченской Администрации Ахмат-Хаджи Кадыров. Оказывается, узнав об этой акции, он просто не смог не придти. В конце, подняв¬шись на сцену, Ахмат-Хаджи тепло и сердечно благодарил всех. В растроганных чувствах он благодарил детей, благодарил Рамзана за его труд, за то, что эти дети прославляют нашу культуру, наш народ. Он сразу узнал Рамзана, его слова: «А тебя я знаю, ты танцевал с кинжалами, я вижу какая это трудная работа, какая подготовка у детей, какие костюмы! Я знал, что в Москве есть «Ловзар», но не знал, что тут в Грозном есть «Даймохк». Зал ДК был полон зрителей, среди которых было много наших родителей. Мы и сейчас часто вспоминаем тот удивительный день и слова, которые он сказал Рамзану: «В любое время, ты слышишь?! В любое время дня и ночи ты мой гость!».

В 2003 году география гастролей коллектива начала расширяться.

С каждым годом мы обновляли репертуар, знакомили европейскую аудиторию с национальным искусством чеченцев. Набирая профессиональный опыт, отрабатывая технику, «Даймохк» стал постоянным гастролером по Европе.

Наш ансамбль начали приглашать известные сценические площадки. Признание коллектив завоевывал по одной и той же схеме. С первого же выступления, не оставляя ни одного шанса ансамблям из других стран выбиться в лидеры, наши танцоры будто завораживали зрителей и жюри, оставаясь первыми с самого начала и до самого конца.

В 2003 году ансамблю «Даймохк», участнику праздничной программы, не удалось выступить на стадионе «Динамо» из-за случившегося теракта. Уже подъехали к стадиону, когда Рамзан задержал нас у центрального входа и пошел проверить, как там дела. Мы все сидели в автобусе и ждали распоряжений руководителя. Внезапно раздался взрыв, все происходило как в кино. Мелкие камни, пыль посыпались на наш автобус — это было очень страшно! Буквально через мгновение Рамзан оказался около автобуса, все дети лежали на полу и вдруг один из них Абубакар Батыжев крикнул: «Смотрите, смотрите — у Рамзана волосы стоят дыбом!» Тут все рассмеялись, стали вставать, рассаживаться, Рамзан срочно отправил всех домой. И в этот раз Аллах спас нас!

Фестивали дают очень много позитивных эмоций и познавательных моментов. Встреча с другими коллективами из разных стран, знакомства с разными культурами — это большой опыт и большое богатство. В 2003 году нашему гастрольному маршруту мог позавидовать любой профессиональный коллектив. Организатором турне «Евро-2003» явилась международная организация «Центр миротворчества и общественного развития», которая организовывала творческие встречи с соотечественниками. По блестящим от слез лицам мы узнавали наших, на сцене они видели не только концертные номера, они чувствовали «аро¬мат» Родины, который с каждой секундой усиливался от зажигательного искусства чеченских детей. В том году фестивальный маршрут «Даймохка» проходил через Данию. Зрители были настолько доброжелательны, что по нескольку раз вызывали танцоров на сцену. Помню, на фестивале в Копенгагене неожиданно пошел проливной дождь, но ни один человек не ушел, все заворожено смотрели на танцующих детей. «На сцене бурлит кавказский темперамент, и она дрожит, когда исполняются блестящие пируэты, а ноги танцоров творят чудеса. Их глаза горят, а холод не мешает совершать прыжки и сложные па. Промокшая насквозь публика просит продолжить выступление…», — писала Kirsikka Moring.

После каждого гастрольного тура при возвращении домой Рамзан не давал надолго расслабляться, самое большее, это была неделя на отдых, и все начиналось снова. Обновлялась программа, костюмы, уходили одни дети, приходили другие и так опять по кругу!

2004 год обещал быть очень интересным и насыщенным для «Даймохка». Мы планировали попасть на Всемирный конкурсный фестиваль в Северном Уэльсе (Великобритания). До фестиваля было еще много времени, но подготовка шла очень серьезная. Рамзану предстояло, как всегда, искать финансовую возможность попасть на этот крупнейший фестиваль. Фестиваль был очень известным и серьезным, попасть туда мечтают многие коллективы. Выступить на этом фестивале и победить была давней мечтой Рамзана. Вот тогда он обратился за помощью к Ахмат-Хаджи. «В первый раз, когда я пришел к нему в Дом правительства, коридор был полон посетителей. В этот день я и не надеялся попасть к нему на прием, но когда сказали, что пришел Ахмадов Рамзан, руководитель детского коллектива, Ахмат-Хаджи лично встретил меня у дверей. Ожидавшие приема, среди которых был и бывший министр культуры Мовла Осмаев, подумали, что я какой-то крупный бизнесмен. Я объяснил причину своего визита, он сразу сказал мне: «Прошло столько времени, и ты ни разу еще не был у меня. Ты думал, я забыл?»». Он выслушал меня, мы говорили, примерно, минут сорок. Ахмат- Хаджи понял мою проблему и сказал: «Составь смету и принеси».

Когда в следующий раз я пришел к нему на прием с готовой сметой, он взглянул на нее и улыбнулся, мне стало неловко, неужели я сделал что-то не так?! Ахмат-Хаджи понял мое смущение, улыбнувшись, сказал: «У меня от Гудермеса до Грозного просят не меньше миллиона, а ты едешь с детским ансамблем в Уэльс и тебе нужно всего 270 тысяч?!» Вернул мне лист и с улыбкой добавил: «Перепиши смету и приходи». Помню, заместитель министра финансов Сергей Абрамов сказал мне: «С такой резолюцией у вас не будет никаких проблем, если будут, немедленно обращайтесь!» Когда мой вопрос был почти решен, случилась страшная трагедия — теракт в Доме правительства. Погибли десятки людей, естественно, все было разрушено, и я посчитал не этичным обращаться по своему вопросу вновь. С Ахмат-Хаджи мы встречались всего несколько раз, разговаривали недолго, но даже в ходе этих коротких встреч мы правильно понимали друг друга. В моей памяти он остался как благородный и очень мудрый человек. Это был образ настоящего чеченца!».

«С подачи Ахмат-Хаджи Кадырова ансамблю «Даймохк» был присвоен статус «Государственный детский ансамбль песни и танца «Даймохк»». Я понял тогда, что Ахмат-Хаджи не оставил «Даймохк» без внимания. Теперь я мог не беспокоиться о том, как быть, что делать», — говорит Рамзан.

В 2004 году, как и в предыдущие годы, «Даймохк» был включен в мероприятие, посвященное Дню Победы.

Я помню это как сейчас, был прекрасный день, стадион заполнен людьми, у всех хорошее настроение. Нам с трудом удалось пройти к месту сбора участников концерта. Напротив трибун была выстроена сценическая площадка, недалеко от нее «Даймохк» ждал, когда на стадионе появятся члены правительства. И такое удивление было, когда мы увидели во главе всех шедшего Президента Чечни Ахмат- Хаджи Кадырова. «Даймохк» кричал, с восторгом приветствуя его, а он улыбался в ответ. Дети с нетерпением ждали выхода на сцену, они помнили встречу с Ахмат-Хаджи в ДК «Оргтехника», когда он дал высокую оценку коллективу, вдохновленные ребята с нетерпением ждали возможности удивить его еще раз. Но этому не было суждено сбыться. Страшная трагедия, случившаяся в тот день, унесла жизнь Великого чеченца! Многие участники ансамбля получили в тот день травмы и ушибы, но никто не думал о себе, все были в шоке от случившегося. Это был чудовищный теракт!

«Я никогда не забуду взгляд Ахмат- Хаджи. Когда мы со своим музыкальным руководителем Хасом Бекаевым решали, где посадить оркестр, я взглянул на трибуну и увидел смотрящего прямо на нас Ахмат-Хаджи».

С тех пор каждый год 9 мая участники «Даймохка» собираются вместе, вспоминают те события, проводят религиозный обряд мавлид и благотворительную акцию. Память об Ахмат- Хаджи, оставившем после себя такой благородный след, никогда не умрет!

В 2004 году для ансамбля «Даймохк» стал триумфом Гран-При на самом крупном фестивале в Великобритании — «International Arts Festival in Wales 2004».

Первые шаги успеха ансамбля стали хорошим информационным поводом для теле- и радиокомпаний. В течение двух недель, пока шел фестиваль, во всемирных новостях говорили о детском ансамбле «Даймохк». Это вызывало и гордость, и в то же время чувство ответственности. «Даймохковцы» с достоинством держались на огромной сцене, вновь и вновь восхищая публику самобытными чеченскими танцами. Постановка «Дошлой» получила у английских критиков высокую оценку. Жюри фестиваля признало этот танец одной из самых серьезных хореографических композиций на фестивале. Инструментально-хореографический номер «Танец с барабанами» напомнил перкуссионное шоу, приводя в трепет степенную английскую аудиторию. Зрители и участники более 50 стран мира также с замиранием следили за каждым па танцоров в хореографической композиции «Нохчийн амал», где мастерству танцоров уэльсцы аплодировали стоя. «Эти дети творят чудеса!», — писала английская пресса. «Даймохку» была дана самая высокая оценка фестиваля в виде Гран-При «International Arts Festival in Wales-2004».

В 2004 году победу, завоеванную на Всемирном конкурсном фестивале в Северном Уэльсе, в Великобритании, мы посвятили памяти Великого Ахмат-Хаджи Кадырова, мужественного лидера-патриота чеченского народа.

Как победители и почетные гости фестиваля, коллектив принял участие в Уэльском шествии, которое стало запоминающимся моментом — среди пятидесяти флагов участников, поднялся флаг-победитель — флаг Чеченской Республики. Это было трогательно. В этот момент предстало все пережитое перед глазами: и мешающий столб в библиотеке, и протекающая крыша, и прострелянные стены. Но все это стоило того, чтобы мир увидел флаг самобытного кавказского этноса.

Там же в Великобритании ансамбль «Даймохк» был удостоен Почетного знака старинного города Личфилд в английском графстве Стаффордшир Личфилд. Нас встречал с приветствием мэр города. Позже нам стало известно, что за последнее десятилетие это первая награда, врученная местным руководством творческому коллективу. «Даймохк» — это единственный ансамбль в истории чеченской хореографической культуры, которому довелось представить красоту национального чеченского танца на мировой сцене Королевского оперного театра Лондона «Royal Opera Hous», Covent Garden (Великобритания).

Этот театр ассоциируется с самыми яркими мировыми исполнителями, куда с гастролями регулярно приезжают культовые коллективы со всего света. Королевский театр «Royal Opera House», построенный в 1732 году, является «иконой» мировой культуры. Именно эта сцена на протяжении третьего столетия является площадкой мировых премьер.

В 1892 году здесь впервые в Великобритании была исполнена грандиозная опера Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» под управлением Густава Малера. Именно здесь состоялись премьеры «Семирамид» Россини, «Опера нищих» Пепуша, «Верный пастух» Генделя, «Ариодант», «Альцина», «Электра», оперы Дили- уса «Сельские Ромео и Джульетта», «Борис Годунов» (с Шаляпиным в главной партии), «Норма», «Пиковая дама» (дирижер Мелик-Пашаев), в 1962-м году партию Аиды здесь пела Вишневская. Здесь также выступали крупнейшие певцы XIX столетия: Малибран, Тамбурини, Джулия Гри-зи, Патти.

Площадка «Royal Opera House» служит домом для королевской оперной и балетной трупп, которая с 1957 года носит название «Sadler”s Wells Ballet» — «Королевский балет». Наверное, поэтому самые яркие звезды мирового балета, Большого и Мариинского театров любят здесь работать и выступать.

Трудно представить. Не один год слово «чеченцы» ассоциировалось у многих в России, Европе и мире с понятиями «массовая антикультура», и ломая стереотип на мировой площадке «Coven Garden» источалась истинная красота чеченской хореографии. Там же, на сцене, которая пропитана высоким искусством, ансамблю был присвоен титул «Посол мира». Это было сильнее военного оружия. Сам факт выступления на сцене королевского театра свидетельствует о признании коллектива в Европе!..», — писала New Timse, и эту оценку поддержали ведущие английские СМИ, так как знали, что даже творческие коллективы Англии редко удостаиваются чести выступать на этой прославленной сцене.

Представлению этнографического характера искушенная английская публика аплодировала стоя. Это было искреннее признание. По желанию организаторов солисты ансамбля дали концерт и в Цветочном зале (Floral Hall), где регулярно проводятся концерты П. Доминго, Кири Те Канава, Ю. Хворостовского и солистов мировых европейских театров.

Следствием ковентгарденского успеха стало приглашение коллектива «Даймохк» для проведения мастер-классов чеченской хореографии в танцевальных школах Оксфорда (Oksford), Лондона (London), Чепстоу (Chepstow), Бирмингема (Birmingham), Плимута (Plymouth). Мастерство чеченского ансамбля запечатлели тележурналисты и ВВС, и на основе этих съемок создали фильм «Захватывающее и вдохновляющее послание надежды и радости».

Свой следующий Гран-При «Даймохк» получил на Меж-дународном фестивале «Хрустальная Магнолия-2005» (The Crystal Magnolia).

25 марта 2005 года стартовал второй Всероссийский фестиваль молодых исполнителей, при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. В нем приняли участие около 500 юных талантов из 21 субъекта РФ, которые дарили красоту своего искусства в Зимнем театре г. Сочи. «Это было одно из самых интереснейших событий в культурной жизни Юга России», — писали российские СМИ. Целью фестиваля стало выявление и раскрытие молодых талантов, которых оценивали известные композиторы, хореографы, продюсеры. И тут ансамбль вышел на первые позиции, получив Гран-При за лучшую хореографию.

Сказать по правде, мы не рассчитывали на такой оглушительный успех, но наши ребята продемонстрировали высочайшее исполнительское мастерство и одержали убедительную победу.

10 июня 2005 года ансамбль уже блистал в г. Берлине на сцене немецкой оперы в рамках «Евротура-2005», организатором которого выступила международная гуманитарная организация «Исламик Релиф». Свое турне «Даймохк» продолжил во Франции, Англии, Бельгии и Швеции. Коллектив дал концерты в десяти городах Великобритании и успел принять участие в международном фестивале «Сфинкс» («Sfinks International Music Festival»), проходящем в Бельгии. Европа в очередной раз была очарована танцами чеченских детей! Флегматичных европейских зрителей трудно было узнать на концертах ансамбля. Зрители вскакивали с мест, неистово аплодировали, не отпуская детей со сцены.

«Они готовы взлететь от невиданного восторга. Они благодарны чеченским детям, которые пробудили в них доселе неведомые чувства!..», — писала в те дни бельгийская пресса.

Насколько велико было изумление европейских зрителей от сознания, что эти искрометные танцы исполняют дети, познавшие страшную действительность жестокой войны. «Дети эти-маленькие жемчужинки истерзанной Чечни, самозабвенно танцуют, зажигая огонь восхищения и сострадания в сердцах холодного европейского зрителя!..», — проанализировала успех ансамбля Глория Миллер.

Завершением евротурне-2005 стало выступление ансамбля на Международном фестивале «Geteborg kalas» в Гетеборге (Швеция). В красивом, живописном парке, великолепном летнем театре «Даймохк» готовился к концерту, до начала оставалось еще время, когда к служебному входу стали подходить молодые ребята и девушки, прося сфотографироваться. Они, еще не увидев концерта, уже были в восторге от красивых костюмов чеченских танцоров. Еще не успел «Даймохк» приехать в Швецию, а эти молодые люди уже знали из СМИ, что едут удивительные чеченские дети со своими великолепными танцами.

С 23 по 25 июня 2005 года ансамбль выступал в городах Ланьон, Брест, Марло при поддержке культурного французского центра, который дал толчок творческому проекту «Кавказский Вавилон».

В 2006 году ансамбль принимал участие в III Международном фестивале «Москва встречает друзей» благотворительного фонда им. В. Спивакова. На этом фестивале «Даймохк» закрывал первое отделение, что само по себе является очень почетным. Выступление артистов ансамбля было встречено бурными продолжительными аплодисментами. Восхищению не было предела, о чем красноречиво свидетельствовали слова руководителя фестиваля Екатерины Гулько: «Пальму первенства следует беспрекословно отдать ансамблю песни и танца «Даймохк», исполнявшему такой огненный танец. Но вот парадокс восточного целомудрия: парень ни разу не коснется девушки, а чувство между танцующими выглядит даже более страстным, чем аргентинское тан¬го», — делился тогда своими впечатлениями корреспондент «Кавказского узла» Игорь Филатов.

«Этот фестиваль еще раз подтвердил, что Государственный детский ансамбль песни и танца «Даймохк» — истинный «Посол мира»», — отмечали российские СМИ, знакомясь со взрослой биографией детского ансамбля. Там же коллективу была вручена в качестве приза скрипка итальянских мастеров.

Задача, поставленная перед коллективом, была выполнена блестяще. И свидетельством тому были дети, которые внесли свой — и немалый! — вклад в дело возрождения республики. 2006 год стал для руководителей ансамбля одновременно и счастливым и печальным, потому что в этом году состоялся первый выпуск ансамбля «Даймохк». Было тяжело и грустно, когда уходили повзрослевшие дети, с которыми было столько пережито за эти годы. Это поколение детей, которые выросли на моих глазах. Мы выпустили их во взрослую жизнь, с первого дня стараясь вложить в них нравственный чеченский стержень. Мы не ставили своей целью непременно вырастить профессиональных танцоров. Главная задача — воспитать настоящих граждан, полезных обществу. А значит, честных и справедливых людей, которым дороги такие понятия, как «нормы морали», «отчий край», «судьба нации». Мы отдаем предпочтение воспитанию юных танцоров в духе чеченской традиционной культуры, поскольку именно традиции — основа национального искусства, как музыкального, так и танцевального. Старинные предания, высоконравственные обычаи чеченцев, красота родного языка — все это само по себе воспитывает личность. Юные артисты ансамбля при таком общении впитывают лучшее, что есть у нашего народа, известного своим гуманизмом и миролюбием. По мнению многих, нам удалось воспитать достойное поколение в лице наших первых выпускников.

Наши дети: дочь Амина, сыновья Хасан и Хусейн, начинали вместе с нами.

Амина была нашей гордостью — волевая, трудолюбивая и очень ответственная. Мы никогда не хвалили своих детей, даже если они этого заслуживали. Но сейчас я могу сказать, что Амина с Хасаном трудились наравне со всеми. Так как Хусейн был младше всех, его работой не загружали. Рамзан никогда не давал спуску ни своим, ни другим, одинаково болел за всех и спрашивал со всех одинаково. Конечно, на Амине было больше ответственности, она ведь наша дочь и старшая в семье. Честно сказать, не хотели, чтобы это стало ее профессией, мы думали, пока маленькая пусть поет и танцует, но делала она все так хорошо. Мы иной раз сами сомневались в выборе ее будущего. Амина, безусловно, украшала «Даймохк», она была авторитетом для всех, даже мальчики советовались с ней, и ее мнение для них было очень важным. Ансамбль всегда был очень сплоченным, стояли друг за друга горой, оберегали девочек, девочки, в свою очередь, были очень внимательны к ребятам. Эта традиция нерушима! В 2001 году, в Париже, Джен Беркин предложила оставить Амину с ней. Видя удивленное лицо Рамзана, Джейн сразу сказала: «Вы переживаете за дочь, я понимаю, оставьте тогда со мной всех троих». Тогда мы даже и не думали об учебе за границей, мы никогда не отпускали детей от себя. Конечно, это была хорошая возможность, но Рамзан не захотел, Амине было всего 16 лет, а мальчики маленькие, — другая культура, другие традиции могли сильно повлиять на их формирование. Еще было много возможностей устроить наших детей за границей, Рамзан не решился. Но осенью 2004 года он все же отправил Хасана и еще одного мальчика из «Даймохка» Магомеда Тутаева учиться в Англию. В этом помог Крис Хантер. После и Амину пригласили поработать в том же колледже, это было хорошим опытом для нее. Мы часто бывали в Англии и видели, как хорошо проявляли себя наши дети, их очень полюбили, и это вызывало чувство гордости!

Коллектив активно пропагандирует чеченскую культуру по всему свету.

«Радость детей дает силы творить дальше, идти вперед, не останавливаясь. Я никогда не забуду счастливые лица наших детей, когда победителем объявлялся ансамбль «Даймохк», когда все первые места забирали мы, когда Гран-При с шести конкурсных фестивалей увозили в Грозный», — вспоминает Рамзан Ахмадов.

Волнующих моментов в творческой жизни коллектива было не мало. «Даймохк» добился большого успеха, но стремится к новым достижениям, и ставит все новые и новые цели. Рамзан всегда повторяет: «Культура — это лицо народа, и наша задача сохранить его от искажения. Меня часто приглашают поработать в другие регионы России и за рубеж, но жить и работать дома, в Чечне — моя принципиальная позиция». «Я — Народный артист, — говорит он, — и очень чту это звание. Я считаю, что я должен быть со своим народом». Куда бы мы не ездили, всегда стремимся домой. После выступления на престижных сценах возвращаемся на Родину, чтобы в будущем году опять отдавать огонь души, энергию добра своего непоколебимого духа, красоту своей культуры мировому зрителю. В 2007 году «Даймохк» стал обладателем Гран- При международного фестиваля в Сочи «Союз талантов России». Это в очередной раз стало подтверждением, что школа «Даймохка» — «Ахмадовская» школа — лучшая!

Удивительное стечение обстоятельств: в 2007 году Рамзан Ахматович Кадыров неожиданно посетил репетицию ансамбля в полуразрушенной 14 школе города Грозного. Глава ЧР дал высокую оценку коллективу и в тот же час отдал распоряжение отремонтировать спортивный зал, в котором занимался «Даймохк», но, увидев, в каком плачевном состоянии находится школа, приказал отремонтировать всю школу целиком. Какой восторг был у детей и их родителей! С тех самых пор Рамзан Ахматович пристально следит за жизнью нашего ансамбля.

В 2008 году в городе Новосибирске проходили VII Российские Дельфийские игры, где были представлены сильнейшие хореографические школы страны.

Честь ЧР защищал «Посол мира — Государственный детский ансамбль песни и танца «Даймохк». Вспоминаю, как в итоге фестиваля в финал вышли шесть групп, среди которых были и мы. Председатель жюри начал объявлять с конца: 3-е место, затем 2-е. В эти секунды дети, привыкшие к победам, вопросительно смотрели на Рамзана, у многих были слезы на глазах, они не понимали, что происходит, все в напряжении ждали. Председатель жюри, сделав большую паузу, продолжил свое выступление и громко воскликнул, что «единогласным решением жюри первое место и золотые медали Дельфийских игр присуждаются ансамблю «Даймохк» — Чеченская Республика»!

Казалось, в это короткое мгновение вместилась вечность: в памяти пронеслись эпизоды минувшей войны, тяжелые дороги, потери, утраты, через которые пришлось нам пройти. Значит, все было не зря! Теперь без стыда, без утайки все дети плакали от счастья, от гордости за себя, за свою культуру, за свои танцы, за свой народ.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования человека, для его гармоничного, духовного и физического развития. Хореография является богатейшим источником эстетических впечатлений человека, она формирует его сознание.

Рамзан Ахмадов на репетициях со всеми разговаривает как со взрослыми. Он считает, что даже самый маленький ребенок должен осознавать ответственность и считать себя частью единого целого. Каждый член коллектива должен болеть за его честь, должен чувствовать себя звеном одной цепи. «Победа одного — победа всех, поражение одного — поражение всего коллектива».

Победа на Дельфийских играх в Новосибирске была наградой за многолетний изнурительный труд, наградой за веру и надежду, за великое счастье представлять свою национальную культуру перед всеми народами мира. Дети сквозь слезы смеялись, и это было их счастьем. Это действительно мужество, минуя мощь оружия, оружием танца дойти до победного конца. Рамзан всегда говорит, что танец — это его гордость!

2009 год, как и предыдущие годы, был насыщенным и плодотворным. Гастроли в Турцию, Францию, Великобританию принесли много позитивных эмоций и побед. Французская публика восторженно приветствовала уже ставший любимчиком «Даймохк». В этот раз ансамбль выезжал во Францию в составе российской делегации на фестиваль «Этот мир наш!» по линии «Россотрудничества». Известная французская певица Мирей Ма-тье настолько полюбила «Даймохк», что не отходила от детей. «Эти дети чудо! Какие красивые, какие воспитанные, а как танцуют!», — восторженно говорила Матье.

В 2010 году «даймохковцы» снова показывали свое мастерство московскому зрителю. Москва всегда встречает радушно чеченских артистов. Благодаря прекрасному приему и доброму отношению москвичей, «Даймохк» частый гость в столице нашей страны.

В 2009 году «Даймохку» исполнилось 10 лет, в связи с загруженностью отметить эту дату вовремя не получилось. Спустя год, по распоряжению Рамзана Ахматовича Кадырова «Даймохк», провел юбилейное мероприятие.

Самым удивительным было то, что ансамблю «Даймохк» был преподнесен подарок, о котором мечтают самые великие коллективы мира: новый комфортабельный автобус марки «Мерседес», восемь легковых автомобилей для оркестра и премии для каждого артиста. Вот так высоко оценил Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров вклад детского ансамбля «Даймохк» в восстановление Чеченской Республики. Невозможно было передать счастье детей и взрослых- это просто неслыханно, чтобы Глава республики оказывал такое внимание детскому ансамблю!

После того юбилейного концерта на просмотр в ансамбль приходили сотни детей. Но отбор у нас жесткий. Чтобы оказаться в основном составе, нужно пройти несколько этапов подготовки. Даже после этого многим так и не удается попасть в основной состав «Даймохка». Как я уже говорила, процесс обучения танцам очень сложный, конечно, есть уникальные дети, но их, к сожалению, не так много. В программе ансамбля «Даймохк» более сорока хореографических, хоровых и вокальных номеров, причем, не только чеченских. А это — разные характеры и темпераменты. Всем этим надо овладеть, прочувствовать, на это нужно время и прежде всего огромное терпение и желание. Хореографические композиции, как кружевные узоры. То, каким точным и изящным будет узор, во многом зависит от исполнителя, а его надо воспитать! Что очень нелегко!

У каждого танца есть свой рисунок — схема перемещения танцующих на сцене, расположение солистов на сценической площадке, внесение в рисунок танца каких-то изюминок, интересных этюдов, музыкальных решений, придающих краски и зрелищность хореографической постановке, плюс исполнительское мастерство, которое усиливает интерес зрителя к чеченскому танцу. «Мне интересна работа хореографа, вся моя жизнь посвящена этому, весь накопленный мною опыт я стараюсь передать своим ученикам. Народная музыка, танец, песня — неиссякающий родник духовности каждого народа. Сегодня для меня особенно ценно, что «Даймохк» является носителем национальных традиций, отражает богатство и самобытность чеченской культуры», — говорит Рамзан. Участие в фестивалях, конкурсах поощряет в детях ощущение ценности, неразрывности культурных основ любого очага народного искусства. Чем богаче эстетический мир ребенка, тем тверже его вкус, тем вернее его нравственный выбор. Народность — то замечательное качество, которое в сочетании с изобретательностью, выдумкой, философским видением художественного полотна и умением авторского прочтения хореографической композиции, приносит ансамблю «Даймохк» неизменный успех, в каком бы регионе России или в какой бы стране он ни выступал.

От таланта, изобретательности, опыта и мастерства хореографа зависит очень многое. Осуществить замысел хореографа, воплотив его идеи в жизнь — это огромная удача. Артисты «Даймохка» словно впитывают то, о чем говорит педагог, потом долго отрабатывают технические моменты задания. Мне всегда было интересно смотреть, как дети, хлопая глазами, сначала стараются понять, чего же от них хотят, но, осознав требуемое от них, делают свою работу великолепно.

С наступлением весны, как всегда, мы планируем свои маршруты. В 2011 году нас ждали в Испании и Италии, на уже ставшем ежегодным детском фестивале «Этот мир наш!».

Каково было удивление всех, когда мы прилетели в Испанию на самолете, заказанном специально для «Даймохка» Главой Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым! Это было невероятно!

Вообще, Рамзан Ахматович — человек удивительный! Человек невероятно добрый, щедрый, благородный, беззаветно любящий свой народ и Родину!

2012 год был еще удивительнее прежнего, интересные поездки в Турцию, запоминающиеся экскурсии по Стамбулу.

В том году «Даймохк» впервые побывал в Объединенных Арабских Эмиратах, в городах Абу-Даби и Дубай. Великолепные приемы, экскурсии вызывали бурю эмоций у детей. До сих пор они вспоминают огромную, как стадион, сцену и смеются над тем, как они не танцевали, а бегали по ней, чтобы не опоздать на очередную музыку. Для меня особо важно было то, что «Даймохк» открыл для себя очередную страну с удивительной культурой. Страну, которая развивается семимильными шагами.

В 2013 году наш ансамбль встречали на 10-м фестивале «Москва встречает друзей»!

Вдвойне приятно было то, что «Даймохку» доверили открыть юбилейный фестиваль. В этом же году Бразильская школа танца сделала официальное приглашение Рамзану поработать в Бразилии. В традиции этой школы приглашать наиболее проявивших себя именитых хорео¬графов для постановки тематических шоу. Это уникальная школа, ежегодно гастролирующая по разным странам мира с тематическими спектаклями. И такое предложение является очень серьезным и престижным.

2014 год стал для коллектива незабываемым. «Даймохк» побывал в Иерусалиме в составе культурной делегации Чеченской Республики.

Это удивительное место, колыбель великих религий, где находятся уникальные исторические архитектурные памятники мировой культуры и религии. И все это стало возможно благодаря Главе Чеченской Республики Рамзану Ахматовичу Кадырову.

В мае 2014 года ансамбль стал обладателем Гран-При на Международном конкурсном фестивале — Танцевальное шоу Кавказа «Танец Дружбы» (г. Владикавказ). «Даймохк» стал фаворитом на этом представительном смотре, обрел множество новых друзей и с новыми впечатлениями и победой вернулся домой. Удивительный прием, оказанный «Даймохку» в братской Осетии, навсегда останется в сердцах детей. Этот фестиваль еще и еще раз показал, что дружба братских народов Кавказа, идущая из глубины веков, непоколебима.

2015 год тоже не стал исключением, победное шествие «Даймохка» продолжается. Золотой диплом на фестивале СКФО тому доказательство.

Репертуар ансамбля «Даймохк» насчитывает десятки великолепных номеров. В основном, чеченская тематика, но так как «Даймохк» носит еще и имя великого М. Эсамбаева, есть танцы разных народов мира, это очень обогатило и украсило репертуар. Даже не стоит упоминать многочисленные награды, завоеванные за годы, когда республика пылала в огне войны, а в это время искусство чеченской хореографии покоряло многочисленные страны. Их в десятки раз больше, чем самих постановок. «Даймохк» — мое детище, и я счастлива, что «Даймохк» является одним из лучших детских коллективов России, его приглашают на самые престижные фестивали, конкурсы, проходящие как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Я уверена, что «Даймохк» никогда не перестанет радовать зрителя, потому что потенциал у него большой, есть и огромное желание работать на благо Чеченской Республики, вновь и вновь совершенствуя свое искусство.

На сегодняшний день ансамбль «Даймохк» является несомненным брендом республики. По прошествии 15 лет, начатое в те сложные годы дело живо и активно развивается. Более того, оно на новом витке времени, которое способно влиять и воздействовать на зрителей, любящих и ценящих хореографическое искусство. Мир назвал этих детей посланниками лучшей части народа. И сегодня выпускники ансамбля «Даймохк» дружат, общаются, встречаются по праздникам и поддерживают друг друга в нужную минуту. Школа «Даймохка» помогла ребятам почувствовать себя нужными, найти свое место в новой Чечне, где они приносят много пользы своему народу и Отечеству.

Ансамбль «Даймохк» гастролирует по миру вот уже 15 лет. Работа с детьми не ограничивается только обучением музыке и танцам, ведется большая работа по воспитанию подрастающего поколения в духе национальной культуры, традиций и обычаев. У нас нет цели непременно воспитать из ребят профессиональных артистов, наша цель — воспитать достойных людей, знающих и любящих свою культуру, свой народ, свою землю, правильно оценивающих свое прошлое, настоящее и будущее. За все годы деятельности «Даймохка», где бы коллектив ни находился, действует закон строгой дисциплины, и каждый чувствует ответственность перед своим народом и страной, будь то взрослый или ребенок. Девизом для «даймохковцев» всегда было и остается: «Один за всех — и все за одного!».

«Даймохком» проделана колоссальная работа по популяризации чеченской национальной культуры и искусства не только в Чеченской Республике, но и далеко за пределами необъятной России.

«Даймохк» — обладатель многих престижных наград, победитель международных и всемирных конкурсных фестивалей, участник международных встреч дружбы и крупных всероссийских и международных проектов в области культуры и искусства.

Рамзан всегда повторяет: «Я люблю работать, для меня это не в тягость, тем более, если эта работа мне интересна. Этому я учил детей, может, не все удалось, но я неустанно буду повторять: делайте дело».

В декабре 2014 года наша дочь Аминат Ахмадова была назначена художественным руководителем Государственного фольклорного ансамбля песни и танца «Нохчо». Конечно, для нее это было неожиданно, мы сильно переживали за нее. Хотя у нее хорошая подготовка и она, безусловно, талантлива, но художественное руководство танцевальным коллективом очень ответственное дело! Перед Аминат стояла сложная задача, так как ансамбль «Нохчо» находился на очень низком профессиональном уровне. Мы всегда были рядом, помогали в организационных и постановочных работах. К счастью, результат получился хорошим. Все это время за ходом работы следил Глава республики Рамзан Ахматович Кадыров. Он знал, что все пришлось делать почти с нуля. Его помощь была неоценима во всех отношениях, и в финансовых, и организационных. Иной раз, придя на репетицию, Рамзан Ахматович делал очень интересные подсказки, внимательно смотрел новые композиции, интересовался новыми проектами. Рамзан говорит: «Мне всегда было интересно работать с идейными людьми, людьми творческими, видящими и стремящимися к назначенной цели. Рамзан Ахматович именно такой человек».

Во время сдачи программы ансамбля «Нохчо», принесшей много приятных неожиданностей, Рамзан Ахматович Кадыров наградил Рамзана Ахмадова высшей наградой Чеченской Республики «Орденом Кадырова». «Скажу честно, об этой награде я мечтал давно, я очень рад, я счастлив. Понимаю, это большая ответственность и большое доверие», — с огромным волнением говорил тогда Рамзан.

Я знаю, о чем он думал в тот момент! В его сознании пронеслись годы, годы неустанного труда и надежды на лучшее.